|
|
|
|
|
|
|
|
||
http://www.aif.ru/aif/1040/aif39_05.php Хосе
Каррерас: "Я
выл, как койот"
Первый
акт В ВОЗРАСТЕ
28 лет Хосе КАРРЕРАС
покорил главные
сцены мира - выступил
в "Ла Скала"
в Милане, в "Метрополитен-опера"
в Нью-Йорке, в
Венской опере,
в "Ковент-Гардене"
в Лондоне... Сегодня
дискография
великого певца
составляет
150 золотых и платиновых
дисков. Он - командор
Ордена искусств
и литературы,
кавалер ордена
Почетного легиона
Французской
Республики,
"Каммерзингер"
Венской оперы.
На минувшей
неделе он дал
два концерта
- в Москве и Санкт-Петербурге.
- Мария
Каллас несколько
раз теряла голос,
и это повергало
ее в отчаяние.
Но она продолжала
выступать - контракты
были подписаны
на месяцы вперед.
И - парадокс!
- публики на концертах
не становилось
меньше. Позже
Каллас скажет:
"Я поняла, что
главное - не голос,
а душа". Если
бы вы потеряли
голос... - О-о, сохрани
Господь! Я забочусь
о своем голосе
каждую минуту.
В моем доме постоянно
невыносимая
жара. Кондиционеры
- это роскошь
для тела, но риск
для голоса. Поэтому,
к сожалению,
у меня в гостях
редко кто задерживается.
Но жара хорошо
влияет на мои
связки. - Да-да,
насчет потери
голоса, конечно,
тьфу-тьфу. Это
наша русская
примета - чтобы
отвести зло,
надо поплевать
трижды через
левое плечо
и постучать
по дереву. Но
я закончу вопрос.
Хватило бы у
вас души, чтобы
выступать без
былого голоса?
Какого она у
вас размера,
душа? - Это немножко
провокация,
этот ваш вопрос.
Если я скажу,
что душа у меня
размера ХХХХL (у нас это
58-й размер. - О. Ш.),
т. е. очень большая
и ужасно толстая,
то читатели
сочтут меня
самовлюбленным.
Что же касается
Марии Каллас...
Душа или то, что
мы называем
душой, - это мотор,
который вырабатывает
эмоции. Поэтому
я назвал мою
автобиографическую
книгу "Петь
от души". А голос
- это не более
чем инструмент.
Поэтому именно
душа - самое важное
для певца. - Значит,
великим певцом
можно стать,
не имея голоса?
- Великий
Пьетро Масканьи
говорил: "Чтобы
быть хорошим
певцом, вам также
необходим голос".
То, что мы называем
талантом артиста,
есть хорошее
чувство стиля,
интуиция и физическая
выносливость.
Все это в комбинации
- харизма, очарование
голосом. Может
быть, у другого
голоса есть
большие возможности,
диапазон. Но
если его душа
- пустышка, его
пение не западет
в душу. - Театр
- это жизнь понарошку,
иллюзия, а наша
душа - не часы.
Как же подстроить,
чтобы нужные
чувства вспыхнули
к началу следующей
по программе
арии? Душевный
порыв можно
сымитировать?
- Я исполняю
на концерте
15-20 арий, и мое сердце,
конечно, не может
автоматически
включать нужные
импульсы. Здесь
все сложнее.
Если вы заметили,
я после каждой
песни ухожу
за кулисы. Там
2-3 секунды думаю
об арии. Душа
- это большой
сундук или сейф,
в котором копятся
переживания,
которые я когда-либо
испытывал. - А что
делать, если
в опере идет
речь о том, чего
с вами не происходило?
- Артист
должен испытать
много страданий,
может быть, даже
тяжелую болезнь...
Необходим опыт
несчастной
любви. И если
ты не испытывал
эмоций своего
героя, то можно
хотя бы представить
их - проведя параллели
со своей жизнью.
В конце
первого акта
великий тенор
исполнил "Плач"
из "Арлезианки"
- он посвятил
эту арию памяти
погибших на
подводной лодке
"Курск". Каррерас
пел с таким драматизмом,
что люди застыли,
увидев эту страшную
боль. Когда стих
последний звук
"Плача", зал
секунду молчал.
Потом - оглушительный
и несмолкаемый
взрыв аплодисментов.
Объявили антракт,
занавес закрылся,
а мы еще несколько
секунд сидели
на своих местах.
На глазах у многих
были слезы. Едва
Каррерасу исполнился
41 год, он попал
в больницу. Диагноз
- как приговор:
острая лимфатическая
лейкемия (белокровие).
Жить оставалось
максимум 5 лет.
Могла помочь
пересадка костного
мозга. Шанс выжить
- 1 из 10. На лечение
лейкемии уходят
годы... Но Каррерас
через 2 года после
страшного приговора
дал концерт
в испанском
городе Мерида.
Билеты раскупили
за один день.
- Во время
болезни вам
помогала не
сдаваться музыка
русского композитора
Рахманинова...
- Когда
вы влюбляетесь
в человека, вы
не можете объяснить,
почему. Алхимия
какая-то. То же
самое я могу
сказать о великом
Рахманинове.
Я слушал его
произведения
и раньше, но в
особой эмоциональной
ситуации, во
время душевного
потрясения
(извините, я не
хочу говорить
о болезнях физической
оболочки), именно
музыка Рахманинова
не дала мне упасть
духом. Болезнь
легко можно
перенести, но
если ваш дух
подорван, вы
не сможете выжить.
Второй
акт В ПОСЛЕДНЕЕ
время на голову
Каррераса обрушивается
масса критики.
В основном усердствуют
малоизвестные
композиторы,
которые говорят,
что "у Каррераса
резкими были
переходы от
piano к
forte", что "в "Африканке"
Мейербера голос
певца явно вибрировал"...
На концерте
в Кремле вместе
с Каррерасом
пела наша соотечественница
Елена Кононенко,
победившая
в прошлом году
на конкурсе
камерной музыки
"Романсиада".
Некоторые журналисты
успели покритиковать
и Кононенко:
"Она пела много
и плохо". На самом
деле Елена пела
прекрасно. Великий
тенор не скрывал,
что восхищен
своей партнершей.
- Вы достигли
того уровня
известности,
когда уже можно
не петь на концертах
- люди все равно
придут. - Наверное,
вы мне сейчас
сделали комплимент?..
Но он мне немножко
не нравится...
Я хочу, чтобы
мои зрители
услышали оперу,
а не рассказ
старого генерала
о былых похождениях.
- Вас обижает
критика? По-моему,
в последнее
время она особенно
обозлилась
на вас... - Вы слишком
молоды, чтобы
помнить, что
писала пресса
20 лет назад. Тогда
меня тоже критиковали,
как, впрочем,
и мистера Паваротти,
и мистера Доминго.
Если мое имя
можно, конечно,
поставить рядом
с их именами.
Почему-то считается,
что, если артиста
облить грязью,
он разозлится
и сразу сделает
что-то гениальное.
Но это неправда.
Когда людей
обижают до глубины
души, у них опускаются
крылья. Но ты
пересиливаешь
себя, выходишь
на сцену. И горящие
глаза зрителей
- это спасение.
- Артист
когда-нибудь
становится
свободным? - Быть
свободными
с самого начала
могут люди, которые
ничего в жизни
не хотят. Иногда
я делаю что-то,
зная, что это
неправильно
и что я так не
хочу. Но делаю
все равно - в
жизни нужно
уметь маневрировать.
Хотя певец, думаю,
может научиться
говорить "нет":
когда он выходит
на определенный
уровень - сказав
для этого много
и много раз "да".
- По словам
Монтсеррат
Кабалье, сама
она обожает
музыку Рихарда
Штрауса, но ее
голос жить не
может без Беллини.
- Монтсеррат
всегда была
большой шутницей.
У меня нет таких
расхождений.
В опере мой интеллект
делает выбор
в пользу Джованни
и, конечно, Верди.
Из 27 опер Верди
я спел 21. А мои
любимые партии
- Рудольф из "Богемы",
Ричард из "Бала-маскарада"
и дон Хосе из
"Кармен". Характер
этих героев
- мой характер.
- Николай
Басков, молодая
российская
звезда оперы,
очень гордится,
что вы были его
личным наставником.
- Я никогда
не был личным
учителем мистера
Баскова. Николай
посещал мастер-класс,
в котором преподавали
известные артисты,
в том числе иногда
и я. В классе
сидит 40-50 человек,
и у тебя 30 минут,
чтобы их научить
чему-то, передать
свой опыт... Для
меня это не мастер-класс,
а супермаркет...
Только на индивидуальной
основе можно
передать ученику
опыт. - Но вы
говорили Баскову,
что восхищаетесь
его вокалом?
- Я не помню,
чтобы я восхищался
вокалом мистера
Баскова, но у
меня была возможность
услышать его
однажды - он выступал
в нашем университете.
Мне кажется,
у него хороший
голос и он действительно
хороший человек.
Может быть, мне
бы и хотелось
помочь ему, дать
какие-то советы,
но у меня никогда
не было возможности
пообщаться
с ним лично. - Николай
Басков вносит
в оперу элементы
современной
музыки. Эти два
понятия совместимы?
- Давайте
смотреть правде
в глаза - и мистер
Доминго, и мистер
Паваротти, и
я делаем записи
современных
песен. Но на протяжении
стольких лет
мы пели оперу
и в опере. Можно
петь классику,
можно - эстраду,
но я не могу понять
гибрида оперы
и поп-музыки.
Выход
на бис - Помимо
музыки вашим
увлечением
является футбол.
Я знаю, вы бросаетесь
стульями, когда
голкипер вашей
любимой команды
пропускает
мяч... - Да-да,
я очень переживаю
за "Барселону"
и злюсь на ее
противников.
Все знают, где
искать Хосе,
если меня нет
в театре и дома.
Я на стадионе.
Обожаю петь
на матчах гимны
вместе со всеми
болельщиками.
У меня есть несколько
красно-голубых
кепочек, я их
надеваю, отправляясь
на стадион. - Ваш друг
Паваротти, наверное,
вряд ли поддерживает
вас в любви к
"Барселоне"?
- О-о, это
очень больной
вопрос. Лучано
болеет за свой
родной итальянский
"Ювентус", а
Пласидо поддерживает
"Реал-Мадрид".
Если в творчестве
у нас мнения
всегда совпадают,
то в футболе...
Каждый начинает
доказывать
преимущества
своей любимой
команды, отстаивать
ее честь. Дело
доходит чуть
ли не до драки.
Я шучу. Но то,
что мы ссоримся
до крика и хрипоты,
правда. И это
при том, что всем
нам нужно беречь
голос! - Вы не
собираетесь
повторить свой
триумфальный
концерт "Три
тенора", который
был посвящен
окончанию чемпионата
мира по футболу
в 1998 г. в Париже?
- Мы прекрасные
друзья, и, если
когда-нибудь
наши планы совпадут,
мы с удовольствием
снова споем
трио. Может быть,
это будет на
следующем чемпионате
мира по футболу
в Азии. - Сеньор
Каррерас, как
определить
еще в детстве,
есть ли у ребенка
талант? - Способности
ребенка сами
свалятся на
голову родителям.
Когда мне было
5 лет, я увидел
фильм "Великий
Карузо". Несколько
дней я пел все
арии по очереди
из этого кино.
Родители уговаривали
меня дать им
пожить в тишине.
Тогда я запирался
в ванной комнате
и часами распевал,
сидя на краешке
ванной. Я включал
воду - мне казалось,
так меня меньше
слышно в комнате.
Но, вероятно,
я выл, как койот
(смеется). Когда
родные окончательно
обезумели от
моих опер, они
отправили меня
учиться к маме
моего приятеля.
Она преподавала
вокал. - Если
бы сейчас сказочная
фея предложила
вам загадать
желание... - Моим
желанием было
бы еще раз приехать
в Россию и чтобы
ничего не помешало
мне в этом. Тьфу-тьфу
(стучит по дереву).
P. S. Автор
выражает благодарность
ГУП "Кремль"
при Управлении
делами президента
за помощь в организации
интервью. Ольга
ШАБЛИНСКАЯ |