http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg392000/arts/art9.htm Литературная газета. № 39 (5805) 27 сентября - 3 октября 2000 г. ИСКУССТВО УСПЕХ ХОСЕ КАРРЕРАС ПРИНЯЛ НАС В КРЕМЛЕ Александр КОЛЕСНИКОВ Пятый приезд Хосе Каррераса в Москву событие особого рода. К собственно музыкальному смыслу его вокального вечера в Кремле неминуемо примешивается ряд сопутствующих деталей и печальных, и исторических, и, так сказать, социопсихологических. Легендарный испанский тенор давал благотворительный концерт в поддержку семей погибших моряков подлодки Курск. Черная одежда сцены, часто притушенный свет или красная заливка, общая академическая строгость указывали на специальную режиссуру вечера. Для Каррераса, пережившего в 1987 году сложнейшую операцию по пересадке костного мозга, через год вернувшегося к певческой деятельности и основавшего фонд помощи больным лейкемией, это вполне осознанная, а не конъюнктурная акция. Так поступают многие крупные музыканты. Не раз и по сходному поводу пела в Москве его соотечественница и наставница Монтсеррат Кабалье. Вместе с тем публикой двигало чувство сопричастности к одному из трех теноров, и так сильно двигало, что в шеститысячном зале не осталось ни одного свободного места ни по 200 рублей, ни по 10 тысяч. В данном случае не имеют особого значения мотивы движения тяга к прекрасному или соображения престижа. Имеет значение по-прежнему он сам, и не как один из трех, а как одна из легенд мировой оперы ХХ века. Соответствует ли его сегодняшняя форма легенде? О, да. Он, видимо, подошел в своей творческой практике к тому периоду, когда общая культура решает все. Не захватывающие воображение высокие ноты, не бурный, малоуправляемый темперамент молодости, а именно музыкальная культура, ставшая гарантом впечатляющего профессионального достоинства. Пел расчетливо, экономно, репертуар точно соответствует возможностям, но ведь пел. И это были не дивиденды с имени, а настоящее самоотверженное явление солиста. Вообще, и он, и Кабалье примеры удивительного мужества. Природа ставит на них какой-то свой эксперимент? Дает голос, потом насылает страшные физические катастрофы, ставит на грань жизни и смерти и заставляет преодолевать эти почти бетховенские трагические коллизии. Популярная испанская и неаполитанская песенная классика, сплавленная с академизмом исполнения. Возникал эффект давно и многократно слышанного, и зал покрывал приветственной волной аплодисментов уже первые такты вступления. Но далее певец своей непередаваемой, сложной, почти неправдоподобной интонацией уводил от узнаваемого дальше и дальше. Так, что по окончании всех этих Марикьяр, Таверн в порту и Вернись в Сорренто думалось: а что это сейчас было? Возник на мгновение и неизвестный ранее Каррерас: ни в записях, ни в концертах мне не приходилось слушать в его исполнении Франца Легара. Вместе с сопрано Еленой Кононенко он спел дуэт из Веселой вдовы, который в литературе о Легаре иначе как великим и не называют, Lippen schweigen... Уста молчат, а скрипки шепчут. И скрипки замечательного оркестра Большого театра действительно шептали, и свет таинственно уходил со сцены, и наступала тишина, и Каррерас погружал нас в глубины вечной легаровской меланхолии, скрытых страстей и, возможно, воспоминаний два года назад он участвовал в легаровском гала-концерте в Бад Ишле, неподалеку от Зальцбурга. Ну а после объявленной программы началась еще одна: публика безжалостно требовала и требовала бисов; он пел и пел пять, шесть, семь. Набралось еще одно отделение. Пошел занавес, дали полный свет в зал все было мало. Его вернули, он пел еще, презрев расчет и чувство самоограничения. Кремль был восхищен Каррерасом, и уже никто не думал о престиже, все в дорогом партере и на балконе, с мобильными телефонами и без переживали момент общего высокого духовного подъема. "Литературная газета", 2000 |