HOME

BACK

 

http://www.kapital.ru

"Концерты на стадионах - это развлечение, а не искусство"

Хосе Каррерас отметил в Москве 100-летие Транссиба

Михаил Фихтенгольц

Для Ведомостей

30 июля 2001

С двухдневным визитом в Москве побывал знаменитый тенор Хосе Каррерас. В субботу он спел дважды - на концерте по случаю 100-летия Транссибирской магистрали и на закрытом концерте в Государственном Кремлевском дворце в компании с Аллой Пугачевой, Ларисой Долиной, Николаем Караченцовым, Дмитрием Харатьяном, Муслимом Магомаевым и другими отечественными звездами. Перед выступлением Хосе Каррерас дал интервью "Ведомостям".

- Почему вы согласились на такие достаточно необычные предложения?

- У меня было на то две причины. Во-первых, я стараюсь использовать любую возможность, чтобы приехать в Россию, которую очень люблю. С Москвой у меня связаны самые теплые воспоминания: здесь живут мои друзья. Вторая причина - у истоков Транссибирской магистрали стоял мой соотечественник Августин Бетанкур. Он был приглашен в Россию Александром I и остался здесь навсегда, возглавив в Петербурге Главное управление путей сообщения. Насколько мне известно, он даже был награжден почетным орденом Александра Невского, который получают самые достойные российские деятели, и эта связь между Россией и Испанией, как мне кажется, очень важна.

- В последние годы вы не только поете, но много времени уделяете благотворительному фонду по борьбе с лейкемией. А не хотелось вам также попробовать себя в качестве дирижера, продюсера или педагога, как сделали многие ваши коллеги?

- В юности я хотел дирижировать, однако начавшаяся карьера певца помешала этим планам. Потом же мне стало страшно браться не за свое дело. У меня не было ни возможности, ни опыта дирижирования. Сейчас такой шанс мог бы появиться сам собой, но я никогда не решусь на то, в чем я не буду достаточно уверен. Любая профессия требует профессионализма, и у меня нет ощущения, что у меня бы хорошо получилось работать с симфоническим оркестром. Что же касается преподавания, то, когда у меня будет больше свободного времени, я обязательно подумаю об этом. Та система вокальных мастер-классов, которая существует во всем мире, мне активно не нравится: это похоже на конвейерное производство товара. К человеческому голосу нужен индивидуальный подход, и, если и говорить о преподавании, мне бы хотелось иметь одного ученика - мужчину, желательно, естественно, тенора с хорошими природными данными. Классический вокал не терпит спешки, и педагог должен пристально наблюдать за своим учеником, предостерегать его от ошибок и развивать голос в нужном направлении.

- Классическая музыка на стадионах - это новая форма искусства, изобретенная тремя знаменитыми тенорами - вами, Доминго и Паваротти, - или же компромисс по отношению к классике?

- Интересный, но сложный вопрос. Должен сказать, что пропагандировать классику на открытом воздухе не есть изобретение трех теноров, как многие думают, - вспомните, например, легендарные концерты Артуро Тосканини в лондонском Madison Square Garden. Это направление получило жизнь задолго до нас с Паваротти и Доминго, мы лишь продолжили его развитие. Компромисс? Естественно, в какой-то степени. По сути, концерты на стадионах - это развлечение, а не искусство. Однако не будем забывать, что музыка и появилась в европейском обществе как развлечение и долгое время развлекать было ее единственной целью. Концерты трех теноров будут проводиться и в будущем, потому что имеют огромный успех у публики. На следующий год их запланировано три или четыре. Работать с Пласидо и Лучано для меня огромное, ни с чем не сравнимое удовольствие, поэтому я с нетерпением жду каждого концерта.

- Ваш гастрольный график включает в себя семь или восемь концертов ежемесячно в разных частях света. Такой суровый режим необходим вам, чтобы поддерживать голос в надлежащей форме? Вы сами планируете программу и количество своих выступлений?

- Да, свои выступления я планирую сам, хотя это и трудно. Но я не переоцениваю свои силы и даю столько концертов, сколько реально могу осилить. Человеческий голос - слишком тонкий инструмент, который не следует ни перенапрягать, ни расслаблять. Кроме того, голос - это часть вашего тела, которую надо тренировать, если вы хотите, чтобы она была в надлежащей форме. Ведь и горло, и диафрагма - это мускулы, забывать о которых не следует, так как они обеспечивают голосу нужную силу. Для меня ежедневные занятия необходимы и концерты - такая же неотъемлемая часть творческого процесса, как и занятия дома и репетиции с оркестром.

- Если вы сами планируете свои гастроли, то есть ли шанс снова услышать вас в Москве?

- Безусловно, я хотел бы вернуться сюда, и время от времени ведутся определенные переговоры. Но я бы хотел не просто спеть, а дать благотворительный концерт: в России так много людей, которые нуждаются в помощи, и ни я, ни мой фонд по борьбе с лейкемией не можем закрывать на это глаза. К сожалению, далеко не каждому проекту дано осуществиться, но я почти уверен, что рано или поздно я снова появлюсь в Москве.

Сайт управляется системой uCoz